Детский и подростковый психоанализ
1. Что такое детский психоанализ
2. Какие проблемы поможет решить детский психоаналитик
3. Как проводится детский психоанализ и в чем его отличие от других видов детской психотерапии
1. Что такое детский психоанализ
Детский психоанализ - это вид психотерапевтической работы с детьми, которая проводится детским психоаналитиком - специалистом, получившим психоаналитическое образование, обязательно имеющим опыт прохождения собственного психоанализа или психотерапии.
В ходе такой работы с ребенком, психоаналитик исследует его чувства, переживания посредством игры и общения, помогая ему понять себя и преодолеть внутренние конфликты, страхи, болезненные эмоции, на которые ребенок тратить очень много своих психических сил и которые мешают ему нормально развиваться, учиться и радоваться жизни.
Другие виды детской психотерапии (арт-терапия, игровая недирективная психотерапия, сказкотерапия) и консультирование детей и их родителей могут проводиться детским практическим психологом, не имеющим специального психоаналитического или медицинского образования.
2. Какие проблемы поможет решить детский психоаналитик
Запросы, с которыми обычно обращаются родители по поводу своего ребенка к детскому практическому психологу или психоаналитику могут быть самыми разными.
- Проблемы поведения ребенка. Чаще всего родителей беспокоят проблемы поведения их ребенка в детском саду, школе, дома, повышенная агрессивность, конфликтность, застенчивость и нерешительность, необщительность, трудности в обучении.
- Беспокоящие эмоциональные состояния. Нередко родители обращаются к детскому практическому психологу по поводу эмоциональных проблем, возникающих у ребенка в результате произошедших событий(развод родителей, произошедший конфликт, переезд, смена школы, несчастный случай или потеря кого-то из членов семьи). Но часто случается и так, что родителям, воспитателям и учителям совершенно не понятны причины произошедших с ребенком перемен в его настроении, самочувствии, эмоциональном состоянии. Тогда на помощь приходит психоанализ. Который как раз и позволяет выявить истинные причины происходящего, которые вполне могут быть не очевидными, не осознаваться даже самим ребенком.
Обратить внимание на возникновение таких проблем у ребенка нужно при появлении одного или нескольких следующих симптомов:
- нарушается сон или питание;
- появляются ночные кошмары, фобии, страхи;
- возникают расстройства речи, тики, навязчивые мысли или действия;
- постоянно депрессивное состояние, плаксивость, иногда даже нежелание жить;
- частые простуды, недомогания, расстройства желудочно-кишечного тракта.
- Сложные жизненные ситуации. Это те ситуации, которые могут травматичным образом сказаться на психике ребенка и его дальнейшем развитии, создать внутренний конфликт.
Иногда эти ситуации уже произошли, например, развод родителей, катастрофа, потеря одного из членов семьи и т.п., тогда детский практический психолог или психоаналитик может помочь ребенку справиться с их последствиями, пережить их, уменьшить их пагубное влияние на его психику. В некоторых случаях, такое событие можно предвидеть, если оно запланировано и ему только предстоит произойти. Например, планируется начало посещения ребенком детского сада, переезд, развод, рождение ребенка или какое-то другое изменение состава семьи и т.д. В этом случае психоанализ может помочь ребенку подготовиться к нему, проработать болезненные переживания и страхи, которые оно вызывает.
3. Как проводится детский психоанализ и в чем его отличие от других видов детской психотерапии
Детский практический психолог, как правило, работает с узкими и конкретными проблемами (симптомами) ребенка, не вдаваясь в глубокие и часто бессознательные мотивы его поведения и эмоционального состояния. Длительность работы с ребенком в этом случае может составлять от одной консультации до нескольких месяцев, реже нескольких лет.
Психоанализ же или психоаналитическая терапия ребенка длится как правило около года, хотя первые результаты заметны уже через 2-3 месяца. Иногда, за внешними симптомами у детей скрываются глубокие внутренние проблемы, на решение которых может потребоваться и большее количество времени.
Психоанализ или психотерапия проводится с ребенком 1-2 раза в неделю, продолжительность встреч по 50 минут.
Ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься в течение этого времени: может рисовать, играть с игрушками или что-нибудь обсуждать с психоаналитиком, который не ограничивает его деятельность, не задает каких-либо правил или тем для игры.
Психоаналитик может комментировать то, что происходит с ребенком или между ними, иногда задает вопросы или просто наблюдает за его деятельностью, слушает его.
Психоанализ детей имеет много общего с психоанализом взрослых, основное же его отличие в том, что вместо слов взрослого, ребенок использует творчество или игру, как средство выражения своих чувств, фантазий и страхов.
А психоаналитик использует это средство общения, чтобы помочь ребенку разобраться в его чувствах и восстановить его нормальное развитие, которое по каким-то внешним или внутренним причинам было нарушено или приостановлено.